Филиппинские боевые искусства и их основные принципы

Филиппинские боевые искусства – это собирательный термин, который объединяет множество стилей, техник, наработок различных мастеров. И этих стилей действительно огромное количество. Те техники, которые сейчас принято называть филиппинскими боевыми искусствами (сокращенно ФБИ, а в англоязычной среде FMA – от Filipino Martial Arts) сформировались в 30-70-х годах 20-го века.

ФБИ называют по-разному: Арнис, Эскрима, Кали и так далее. Однако не нужно обманываться. Все эти термины – просто образные названия той системы боя с оружием, которую с различными вариациями практикуют на множестве островов, из которых и состоят Филиппины.

На формирование оружейной культуры, из которой и выросли ФБИ, несомненно повлияла испанская школа фехтования (до сих пор некоторые термины или названия техник очень созвучны с испанскими). Однако, поскольку Филиппины являются своеобразным связующим звеном между Индонезией, Китаем, Тайванем, Малайзией, Вьетнамом, Японией и Таиландом (американцы и японцы во время Второй мировой войны считали Филиппинские острова ключом к контролю над регионом), то на ФБИ оказали влияние наработки боевых искусств, окружавших это островное государство. Возможно из-за этого расположения филиппинцы так любят все смешивать и миксовать.

Однако откуда бы не заимствовались отдельные разделы или приемы, в каких бы сочетаниях и пропорциях они не смешивались, есть то, что заставляет говорить о ФБИ именно как о системе – это ее основные принципы. Можно говорить об общих принципах обучения, которые относятся к любой педагогической деятельности, о специфических, характерных для обучения единоборствам и собственно о принципах Арнис, Эскрима Кали.

Принципы обучения являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря этим принципам, происходит процесс соединения теоретических представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это происходит потому, что деятельность педагога, во время процесса, обучения может преломляться через различные формы и приемы.

Принципы обучения – руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.

Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения.

В физическом воспитании получили свое воплощение педагогические принципы, отражающие общие педагогические закономерности. Кроме того, действуют и общие принципы физического воспитания: всестороннего и гармоничного развития личности, оздоровительной направленности, связи с трудовой и оборонной деятельностью [10].

Принципы обучения

В современной педагогике дидактические принципы базируются на современных научных данных, добытых как самой педагогикой, так и смежными науками: физиологией, психологией, кибернетикой.

Различные авторы приводят неодинаковое количество принципов – от 7 до 12.

Основные принципы обучения, представляющие достаточно крупные блоки – это:

  1. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения требует, чтобы параллельно с решением учебных задач преднамеренно и целенаправленно осуществлялось решение задач воспитания и развития познавательных сил и способностей учащихся.

  1. Принцип сознательности.

Принцип сознательности требует глубокого и всестороннего понимания и усвоения изучаемого материала и на этой основе целесообразного применения его на практике, в реальной действительности.

  1. Принцип наглядности.

Принцип наглядности требует создания у обучаемых отчетливого и полного представления об изучаемых предметах, о действиях и явлениях.

  1. Принцип активности (инициативы и творчества).

Принцип активности обычно объединяют с принципом сознательности, но при обучении двигательным действиям это не всегда оправдано, так как начав с добросовестного исполнения, обучаемый постепенно встречает ряд затруднений, снижающих его старательность. Поэтому педагог должен использовать ряд специальных приемов и средств для поддержания уровня старательности.

  1. Принцип доступности (индивидуализации).

Принцип доступности требует привести объем изучаемого материала, степень его трудности и методы обучения в соответствие с возрастом, подготовленностью и индивидуальными особенностями занимающихся.

  1. Принцип систематичности и последовательности (научности).

Данный принцип требует такого распределения учебного материала в долговременной перспективе, при котором обеспечивается наиболее успешное его усвоение с установлением взаимосвязей и взаимозависимости между отдельными двигательными действиями и тактико-техническим их исполнением.

  1. Принцип прочности (повторности).

Принцип прочности указывает на вооружение учащихся такими знаниями, умениями и навыками, которые надолго сохраняются в памяти, быстро и точно воспроизводятся, и умело применяются на практике.

Дидактические принципы обучения в преподавании единоборств

Дидактические принципы обучения равно применимы к любой педагогической деятельности, в том числе и к учебно-тренировочному процессу в спорте. О принципах обучения в единоборствах писали многие авторы, в первую очередь, в учебниках и учебных пособиях для вузов [2, 3, 5, 13, 14, 15], а также в работах, по отдельным видам спорта. В первую очередь, это пособия по борьбе [3, 13, 15], боксу [2, 12, 17], кикбоксингу [5] и фехтованию [1, 7, 14]. К сожалению, материалов по педагогике применительно к восточным единоборствам существует очень немного [8, 11] и в тех практически ничего не говориться о дидактических принципах обучения. Наиболее полно данная тема раскрыта в учебнике Б.В. Турецкого «Обучение фехтованию» [14].

При обучении единоборствам наиболее важными представляются следующие дидактические принципы:

· научность;

· доступность;

· систематичность;

· сознательность и активность;

· наглядность;

· прочность;

· связь теории и практики;

· единство группового и индивидуального подхода.

При всей известности и понятности этих принципов, далеко не всегда ясно, для чего и как их следует применять в ежедневной работе тренера.

Принцип научности – самый «спорный» принцип из всех, поскольку мнение о том, что книги пишут теоретики, а тренируют практики, весьма распространено.

В то же время, именно «научность» позволяет «не изобретать велосипед» в области построения методик тренировок, дает ответ на такие вполне практические вопросы как соотношение общей и специальной физической подготовки, технической и тактической подготовки, позволяет познакомиться с новейшими достижениями в области методов и технологий подготовки спортсменов. Это важно для любого тренера, но наибольшее значение имеет для представителей восточных единоборств, поскольку традиционные методы обучения в них весьма далеки от научных и использование современных достижений спортивной науки позволяет существенно улучшить качество преподавания.

Принцип доступности – это согласование материала, форм и методов обучения с возможностями спортсменов, прежде всего, юных.

Способность воспринимать увиденное, а затем воспроизвести его, у детей разного возраста различна.

Так в раннем детском возрасте мышление наглядно-действенное; в дошкольном и младшем школьном – наглядно-образное; в среднем и старшем школьном возрасте начинает формироваться словесно-логическое. В соответствии с этим рассказ и показ новых движений будет существенно отличаться. Тем более, что чем сложнее координационная структура движения, тем сложнее ученику правильно его выполнить, а большинство движений как в спортивных, так и в традиционных единоборствах относятся именно к сложно координированным.

То есть принцип доступности требует от нас не только максимально доходчиво объяснять и показывать движения, но и подбирать способы объяснения и наборы подводящих упражнений, соответствующие уровню восприятия учеников.

Принцип систематичности отвечает за регулярность и последовательность обучения.

Ни одна техника, использующаяся в единоборствах не может быть успешно применена, если она не закреплена многочисленными повторениями. Для традиционных восточных единоборств (и для ряда спортивных, например, фехтования) многократные и систематические повторения движений и приемов являются обязательным элементом.

Пожалуй, наиболее важно здесь помнить о том, что Н.А. Бернштейн называл «повторение без повторения» — с каждым последующим выполнением одного и того же приема или действия оно изменяется. «И в зависимости от того, правильно или неправильно выполняется данный прием или действие, формируется правильная или неправильная техника. Мнение о том, что при ошибочном, неправильном выполнении техника спортсмена не улучшается, ошибочно, она ухудшается» [14].

Второй проблемой у единоборцев, зачастую, является то, что технический арсенал весьма широк и порой в него включены очень различные разделы, например, борьба, удары руками и ногами, в ряде современных и традиционных единоборств.

Принцип систематичности и последовательности требует создания такой программы обучения, которая позволяла бы обучать спортсменов постепенно вводя новые элементы так, чтобы они логично сочетались с уже изученными и не вступали с ними в противоречие.

Принцип сознательности и активности позволяет разделить обучение и «дрессуру», к чему бывают склонны представители единоборств. Как отмечал польский тренер по фехтованию З. Чайковский: «Научение только движениям путем обезьяньего повторения, без вербализации и интеллектуальной тренировки, без учета ориентации, реакции, принятия решения и без совершенствования психических процессов, является большой ошибкой тренера и превращает тренировку в дрессуру».

При этом нельзя забывать и о том, что «дрессура» бывает полезна и необходима на стадии автоматизации двигательного навыка. Однако на этапе ознакомления с приемом и на этапе формирования тактических умений определяющим является сознательное и активное отношение ученика к процессу обучения. Важным при этом является понимание спортсменом смысла заданных действий и условий их применения; анализ и корректировка действий в соответствии с конкретной технико-тактической ситуации; контроль за качеством выполнения действия как при его разучивании, так и при применении в учебно-тренировочных боях.

Принцип наглядности. Этот принцип наиболее понятен – без наглядности в работе тренера обойтись невозможно. В единоборствах дополнительно следует помнить о том, что наглядность в обучении направлена на то, чтобы сформировать правильное представление и о технике, и о тактике.

«При обучении тактике наглядность из понятной всем зрительной области переходит в умозрительную. С помощью рассуждений и показов тренер создает некий внутренний эталон наглядности – представление о смысле действий и типичных тактических ситуациях» [14].

Принцип прочности усвоения учебно-тренировочного материала. Этот принцип напрямую связан с формированием двигательного навыка.

Для единоборств важно формирование не двигательного стереотипа, а правильно сформированного навыка, который обеспечивает вариативность двигательных компонентов во времени и пространстве, их приспособление к изменяющимся условиям для достижения победы. Для достижения этого результата необходимо:

  • многократное повторение приема в постоянно усложняющихся ситуациях;
  • каждое новое повторение должно быть правильным, что обеспечивает постоянное движение вперед;
  • отсутствие спешки и закрепление полученного результата;
  • постоянная оценка степени овладения приемом;
  • постоянный контроль выполнения и применения приема в различных ситуациях;
  • положительные эмоции ученика.

Принцип связи процесса обучения с практикой является, пожалуй, самым главным в спорте. В единоборствах научить спортсмена выполнять различные технические приемы или понимать отдельные тактические ситуации еще недостаточно. Главное – сформировать умение применять эти действия в различных ситуациях поединков, в боях с разными противниками. Спортсмен зачастую либо не хочет, либо не может, либо не знает, когда и как применять это действие. Все это устраняется правильно подобранными заданиями в парной работе, учебно-тренировочных боях, индивидуальных уроках. Кроме того, необходимо время, сразу такой перенос произойти не может. «Как и для всего, связанного с обучением, требуется время для созревания и момент для скачка» [14].

Дидактические принципы обучения в единоборствах

Принципы обучения и технические особенности арнис

В разных источниках можно встретить несколько вариантов описания принципов, лежащих в основе филиппинских боевых искусств.

Коротко остановимся на тех, которые мы считаем базовыми для большинства стилей. Их можно разделить на общие и технические.

Общие принципы

  1. Универсальность. Предполагается, что все разделы в ФБИ базируются на общей двигательной базе, и мы выполняем одни и те же движения вне зависимости от того, какое оружие используется. Однако очевидно, что применение ударно-дробящего оружия (палки) будет отличаться от применения клинкового (нож) и, тем более, от безоружных техник. Здесь речь идет именно об общей манере движения и общих методических установках при обучении.
  1. Учет особенностей оружия. Этот принцип как раз и говорит о необходимости учитывать характеристики конкретного вида оружия и об особенностях техники его применения.
  1. Сначала оружие, потом руки. Общая двигательная база, о которой говорилось выше, вырабатывается именно за счет первоочередного изучения техник палочного боя. Упражнения с одной и двумя палками позволяют освоить характерную для арнис манеру движения.
  1. Индивидуальность. Базовые техники не учитывают индивидуальные особенности ученика, поэтому в процессе обучения важно выбирать те, которые подходят конкретному занимающемуся (при обязательном освоении всей технической базы). Также и манера их исполнения должна подбираться с учетом физических и психических особенностей бойца.
  1. Практичность. Все, что изучается, должно быть актуально для применения в условиях поединка или при самообороне. Это же относится и к упражнениям — каждое из них должно иметь свое четкое место в методике обучения и давать конкретный результат.

Технические принципы

  1. Нанеси урон, не получив урона сам. Основополагающий принцип любого направления фехтования, подразумевающий недопустимость и опасность обоюдного поражения или неконтролируемого обмена ударами в условиях оружейного поединка.
  1. Вырвать зуб змеи. Еще один технический принцип, который предполагает, что первоочередной целью является вооруженная рука противника.
  1. Уно-дос-трес. Как правило, в поединке на оружии ситуация разрешается, тем или иным способом, за время выполнения трех технических действий. Поэтому, при подготовке к бою, следует сконцентрироваться на выполнении комбинаций из двух, трех, максимум четырех действий. Более длинные комбинации необходимо изучать, в большей степени, в учебно-тренировочных целях.
  1. Опережающее движение оружием. Еще один важный принцип любой фехтовальной системы. Для выполнения успешной атаки, создания противнику сложности для ее парирования, движение следует начинать с оружия и вооруженной руки, корпус и ноги подключаются во вторую очередь.
  1. Классический и современный принципы. Классический принцип предполагает наличие в руках у противника холодного оружия. Соответственно, большинство передвижений выполняется по треугольникам. При выполнении защит оружие блокирует оружие, а рука контролирует вооруженную руку противника. Современный принцип предполагает наличие у противника палки. Большое значение приобретают прямолинейные передвижения и активное использование невооруженной руки при защитах и ответных действиях, захваты палки противника.
  1. Лицом к оружию. Этот принцип относится к техническому разделу. Он говорит о том, что при атаке, защите, контратаке следует занимать позицию наиболее удобную и выигрышную для проведения конкретного приема. Чаще всего, это положение, когда оружие бойца и его противника находится перед ним.

Принципы Арнис

Как известно, в ФБИ обучение начинается с изучения оружейных техник, а на базе выработанной с оружием манеры движения осваивается уже рукопашный бой. Эта последовательность обучения характерна для классических стилей, однако в современном мире владение рукопашным боем значительно важнее, чем оружейными системами. Поэтому в ряде современных школ происходит параллельное обучение технике боя без оружия и с оружием.

Существует также распространенное заблуждение, что техника боя палками в ФБИ является прямым переложением техник клинка. Для этого есть некоторые основания, поскольку первоначально палка на тренировках заменяла заточенный меч или мачете. Однако с течением времени, а особенно с распространением дуэлей хуэго тодо, она приобрела значение в виде самостоятельного оружия. Сейчас только некоторые школы, претендующие на звание традиционных, декларируют общность техник клинка и палки. Большинство же современных стилей достаточно четко различают эти разделы и, даже, принципы обращения с холодным и ударно-дробящим оружием (так называемые «модерн принцип» и «классический принцип»).

Безусловно, целый ряд технических приемов арнис (таких как очо-очо, банда и банда, ромпида и т.п.) могут выполняться как с клинком, так и с палкой. Но даже в них способы приложения усилия будут отличаться для разного типа оружия.

Что же касается таких техник как витик, абанико, пуньо, то их выполнение с мечом (мачете) далеко не всегда выглядит рациональным.

Это важный момент, который необходимо понимать всем последователям арнис — в современных условиях техники боя с палкой и с клинковым оружием различаются!

Следует остановиться и на еще одном довольно распространенном заблуждении — что основу палочного боя в арнис и эскрима составляют легкие кистевые удары, щелчки не способные причинить серьезного вреда противнику. Причина такого мнения в том, что в показательных выступлениях и, тем более, на демонстрационных фотографиях, исполнители стремятся показать наиболее экзотические и красивые техники. Что же касается реального применения, то основу его составляют мощные «проносные» удары с вложением веса тела, а красивая экзотика играет роль второстепенных, вспомогательных техник.

В целом, можно сказать, что в процессе обучения арнис следует руководствоваться еще одним принципом — принципом «современности и рациональности», который предполагает изучение, в первую очередь, наиболее эффективных в современных условиях техник и применение наиболее рациональных и эффективных методик обучения.

Список литературы

  1. Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. – М.: ФиС, 1969
  1. Бокс. Учебник для ин-тов физической культуры. Под редакцией Дегтярева И.П. – М.: ФиС, 1979
  1. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба. – М.: Просвещение, 1993
  1. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры. – М.: Советский спорт, 2013
  1. Клещев В.Н. Кикбоксинг: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2006
  1. Мовшович А.Д. Тренировка юных фехтовальщиков: монография. – М.: Физическая культура, 2013
  1. Передельский А.А. Философия педагогика и психология единоборств: монография. – М.: Физическая культура, 2008
  1. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации. – М.: Советский спорт, 2005
  1. Санг Х. Ким Преподавание боевых искусств. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003
  1. Санников В.А., Воропаев В.В. Теоретические и методические основы подготовки боксера. – М.: Физическая культура, 2006
  1. Сорокин Н. Спортивная борьба (классическая). – М.: ФиС, 1957
  1. Турецкий Б.В. Обучение фехтованию: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2007
  1. Турин Л.Б. Борьба самбо. – М.: Советская Россия, 1963

14. Шатков Г.И., Ширяев А.Г. Юный боксер. – М.: ФиС, 1982