По материалам статьи Дэна Иносанто
Прежде всего, необходимо дать небольшое разъяснение о разнице между ударами и углами. Есть 360 градусов в пределах круга. Каждый градус представляет угол. Угол — это расстояние между двумя лучами, начинающимися из одной точки. Однако в Арнис термин «угол» понимают как линию, направленную непосредственно на область, в которою нацелен удар. Удар — это кратковременная передача усилия с оружием или без него на точку. Каждый удар должен попадать в угол.
В Арнис используется система 12 базовых улов:
1 — горизонтальный удар в область головы справа налево
2 — горизонтальный удар в область головы слева направо
3 — горизонтальный удар в область локтя справа налево
4 — горизонтальный удар в область локтя слева направо
5 — колющий удар в область живота
6 — колющий удар в область сердца справа
7 — колющий удар в область груди слева
8 — удар в область колена слева
9 — удар в область колена справа
10 — колющий удар в область головы справа
11 — колющий удар в область головы слева
12 — удар в область головы сверху
Использование этих углов позволяет унифицировать атакующие действия при выполнении базовых упражнений.
Наряду с углами, используется и подсистема 8 базовых ударов.
Подсистема 8 ударов была развита, для лучшего понимания практикующими, организации ключевых и принципиальные элементов в схему. 8 ударов организованы, беря форму «X» (экис), который является 4 ударами (2 вверх и 2 вниз), «+» (крус), который является комбинацией 2 ударов в горизонтали 2 в вертикали.
Есть 12 основных способов нанесения ударов:
- Основной (рубящий удар палкой)
- Тычковый
- Пунио
- Силовой (дэкуэрдас)
- Двумя руками
- Двумя руками тычковый
- Обратным хватом
- Сдвоенный (двумя палками)
- Прямым хватом ножа
- Обратным хватом ножа
- Удары руками
- Удары ногами
Каждый удар может быть произведен по крайней мере 3 основными способами:
- Стаккато/Витик (отскакивающий)
- Редондо (круговой)
- Флоритэ/Лабтик (проносной)
Каждый удар может быть сделан на 3 различных уровнях:
- Голова / область плеч.
- Тело
- Ноги
Каждый удар может быть сделан или из открытой (абьерта), или из закрытой (серрада) позиции.
Работая от 8 специфических углов, мы можем задействовать каждый угол, используя 12 разновидностей ударов. Это дает 96 ударов.
Эти 96 ударов могут быть исполнены 3 основными способами. Это дает 288 ударов.
Эти 288 ударов могут быть исполнены на 3 различных уровнях. Это теперь дает нам 864 удара.
Эти 864 ударов могут исполняться из закрытой или открытой позиции. Это теперь дает нам 1728 ударов.
Это – характерный пример использования концепций филиппинских боевых искусств. Однако ученику не нужно запоминать 1728 ударов. Ему достаточно изучить 8 основных углов, 12 различных способов ударов по этим углам, 3 перемены, 3 основных уровня, и понять, как используются отрытые или закрытые позиции.
Теперь запомним, что есть больше чем 12 различных способов ударов по углам, и нет определенного набора или стиля «углов» нападения. Эти 8 (или 12) — лишь частный пример.
Помимо вышеперечисленных форм есть еще абанико, очо-очо, доблада и бесчисленное множество других разновидностей ударов.
Следует стремиться овладеть механикой своего тела, а не создавать некий искусственный стиль или систему.
Эта система — только инструмент для изучения. Система ударов может использоваться, для разработки различных комбинаций. Существуют тысячи комбинаций, которые можно придумать, используя эту формулу. Взяв только первые четыре угла (движения «1, 2, 3, и 4», затем » 2, 3, 4, и 1″, затем «3, 4, 1, и 2», и, наконец «4, 1, 2, и 3 «) можно создать 4 основных комбинации. Теперь можно исполнить их как любой из первых 7 из 12 ударов, используя одну палку. Это даст 48 комбинаций. Затем можно комбинировать способ 1 для первых 2 ударов и способ 2 для третьего и четвертого ударов в комбинациях. Так же можно делать комбинации, используя метод 2 для первых 2 ударов и метод 1 для третьего и четвертого ударов. Теперь это дает 56 комбинаций, использующих только первые 4 угла и лишь слегка коснувшись 12 способов ударов. Теперь, добавив сюда концепцию «обратного угла», и концепцию «зеркала», получаем 168 комбинаций. Если делать это, используя только стаккато, то это даст 336 комбинаций. Если делать это только на одном уровне, а затем первые два удара исполнять высоко, а следующие два низко, или наоборот, то это даст 1008 комбинаций. Это — другой пример того, как использование концепций и свободного комбинирования ударов позволяет «знать» более чем 1728 ударов и более чем 1008 комбинаций без фактического выполнения этого.
Если продвигаться дальше, детализировать и разбирать каждую перемену, возможную в пределах системы углов, то можно составить более чем 20000 комбинаций. Это включает комбинации ударов ногами с ударами руками, удары с ножом и палкой, или ножом и пустой рукой.