Упражнения для обучения тактике ведения поединка в спортивно-прикладном фехтовании и спортивном арнис

Поединок, бой — это не только обмен ударами, но, в первую очередь, борьба умов!

Как суметь «передумать» противника учит такой раздел, как тактика. Это очень сложная часть обучения, возможная только под руководством тренера.

Основные тактические умения, которыми должен обладать юный спортсмен по окончании начального этапа подготовки:

1. Выбор момента и принятие решения для начала атаки.

2. Закрытие назад после неудачной атаки.

3. Выжидание момента для начала выполнения защиты или контратаки.

4. Переход в атаку после защиты.

5. Удлинение заданной атаки повторной простой атакой.

Для того, чтобы освоить эти умения существует целый ряд упражнений с. партнером, часть из которых рассматривается в этой статье, Однако окончательную «шлифовку» тактические умения получают только в процессе учебно-тренировочных и вольных боев.

Выбор момента и принятие решения о начале атаки

1. Партнер А отступает, держа оружие в опущенной руке. Партнер Б находится на дистанции ларго и наступает, поддерживая постоянную дистанцию. Партнер А, делав три шага, выполняет одно из следующих действий:

а) оставляет руку опущенной;

б) поднимает руку в позицию хирада;

в) отводит руку в положение вертикальной защиты слева;

г) отводит руку в положение вертикальной защиты справа.

Затем делает еще один шаг и останавливается, сохраняя выбранную позицию оружия.

Партнер Б обозначат нанесение удара:

— в ситуации а) – в голову сверху;

— в ситуации б) – в ногу;

— в ситуации в) – в правое плечо партнера;

— в ситуации г) – в левое плечо партнера.

2. Аналогично предыдущему, но, сделав четвертый шаг, партнер А меняет позицию вооруженной руки и останавливается. Партнер Б обозначает атаку в открывающийся сектор.

3. Партнер А отступает, меняя основные боевые позиции (через 2-3 шага). Партнер Б наступает, выполняя атаку в открытый/открывающийся сектор.

4. Аналогично, но партнеры двигаются вперед и назад. Партнер Б атакует как из ситуации наступления, так и из отступления.

5. Аналогично, но партнеры свободно маневрируют по площадке.

6. Партнеры свободно маневрируют по площадке. Партнер А:

— свободно меняет боевые позиции;

— использует один или несколько вариантов «игры оружием».

Партнер Б атакует в открывшийся сектор. При этом партнер А:

— не пытается защищаться;

— выполняет защиты оружием и маневром.

7. Учебно-тренировочный бой, в котором партнер А только защищается, а партнер Б только атакует одиночными простыми атаками.

8. Учебно-тренировочный бой. Партнер Б выполняет простые атаки, партнер А защищается и иногда отвечает.

Закрытие назад после неудачной атаки

1. Партнер А отступает и выполняет защиты с ответом. Партнер Б наступает, атакует в выбранный момент времени и закрывается назад в случае неудачной атаки.

2. Аналогично, но партнеры:

а) перемещаются вперед и назад;

б) свободно маневрируют.

3. Упражнение в «контрах». Партнер А у стены, партнер Б свободно маневрирует и, выбрав момент, атакует. Партнер А защищается и проводит ответ, партнер Б избегает атаки за счёт резкого разрыва дистанции

4. Учебно-тренировочный бой. Партнер А выполняет защиты и защиты с ответами, партнер Б атакует и разрывает дистанцию при неудачной атаке.

Выжидание момента для начала выполнения защиты или контратаки

1. Партнер А проводит простые одиночные атаки по различным углам. Партнер Б выполняет соответствующие защиты оружием или маневрированием. Варианты:

— на средней дистанции, стоя на месте;

— на дальней дистанции с передвижениями по линии;

— на дальней дистанции со свободными передвижениями.

2. Упражнение палит-палит на месте и с различными способами передвижений.

3. Упражнения в уходах и ответах и в защитах и ответах.

4. Дистанция дальняя. Партнер А начинает сближение, выполняя замах. Партнер Б производит встречную контратаку со сближением.

5. Упражнение то же, но, с целью обезопасить себя от встречного удара противника сближение на контратаке выполняется не прямолинейно, а с шагом по треугольнику.

6. Дистанция дальняя. Партнер А выполняет замах, готовя атаку, и начинает сближение. Партнер Б, выполняя прямолинейное сближение или шаг по треугольнику, проводит контратаку в вооруженную руку.

7. Дистанция дальняя. Партнер А сближается, начиная атаку с серией финтов оружием. Партнер Б выполняет контратаку по вооруженной руке.

8. Дальняя дистанция. Партнер А выполняет финт ногами или корпусом. Партнер Б проводит контратаку в «ближнюю точку» с шагом вперед.

9. Упражнения «маятник», палит-палит и «1—1» с акцентом на выполнение контратак одним из партнеров.

10. Упражнение в «контрах». Партнер А стоит спиной к препятствию. Партнер Б сближается и проводит простую атаку с максимально возможной дистанции. Партнер А:

— выполняет контратаку на подготовку (сближение);

— защиту с ответом.

Переход в атаку после защиты

1. Партнер А проводит простую атаку. Партнер Б выполняет защиту и ответ.

Варианты:

— на месте;

— в прямолинейных передвижениях;

— в свободных передвижениях.

2. Партнер А выполняет простую атаку с дальней дистанции и сразу же отходит назад. Партнер Б выполняет защиту и преследует противника с ответной атакой.

3. Упражнения палит-палит; уходы и ответы; защиты и ответы.

4. Спарринговая игра в манере «1-1» с использованием техник из упражнений 1 и 2.

Удлинение заданной атаки повторной прямой атакой

1. Партнер А проводит атаку. Партнер Б защищается разрывом дистанции бездействуя оружием. Партнер А проводит повторную атаку, на которую партнер Б выполняет защиту с ответом. Партнер А закрывается назад с защитой.

2. Партнер А проводит простую атаку. Партнер Б выполняет одно из трех действий:

— отходит назад;

— выполняет защиту;

— выполняет защиту с ответом.

Партнер А на соответствующее действие партнера Б выполняет:

— повторную атаку;

— закрывается назад;

— закрывается назад с защитой.

3. Из свободных передвижений. Партнер А проводит различные атаки.

Партнер Б:

— отступает коротко или длинно;

— защищается;

— защищается с ответом;

— контратакует.

Партнер А:

— на короткое отступление — выполняет повторную атаку;

— на длинное отступление — закрывается назад;

— на защиту — по собственному выбору, закрывается назад или выполняет повторную атаку в открывшийся сектор;

— на защиту с ответом и контратаку — закрывается назад с защитой.

Соревновательные бои для закрепления изученных тактических компонентов

Правила:

1. Бой ведется до одного результативного удара в разрешенную зону.

2. Разрешенные техники – удары и тычки длинным концом палки.

3. Запрещенные зоны для атаки – пах, затылок.

4. Скользящие и слабые удары не засчитываются. Удары серединой палки не засчитываются.

5. При обоюдном поражении проигрыш засчитывается обоим спортсменам.

6. В ситуации – результативная атака и результативный ответ победа присуждается атакующему.

В ситуации – нерезультативная атака и результативный ответ победа никому из спортсменов не присуждается.

В ситуации – атака, защита и результативный ответ победа присуждается защищающемуся.

7. Поединки судят трое судей. Решение принимается большинством голосов.

Тренировки по спортивно-прикладному фехтованию для учащихся второго-третьего годов обучения, имеют преимущественно тактическую направленность и ориентированы на дальнейшее совершенствование в выполнении боевых действий.
Имеет смысл включать в них упражнения, выполняемые в виде индивидуальных уроков и взаимоуроков.

Освоение и совершенствование умения маневрировать по площадке и проводить преднамеренную атаку

Маневрирование

1. Охрана «домика». Партнер А стоит на месте. Партнер Б маневрирует и пытается сблизиться. Партнер А наносит проносные удары, не позволяя ему это сделать.

Затем меняются ролями.

2. Оба партнера свободно маневрируют по площадке. «Тренер» проводит простую атаку со сближением. «Ученик» либо разрывает дистанцию, либо выполняет защиту и сразу после этого выполняет движение по кругу.

Боевое взаимодействие

3. Упражнение «1-1» в рваном ритме с атаками и защитами (блоком или уходом).

4. Упражнение «1-1» в рваном ритме с атаками и защитами с ответом.

Выбор момента начала атаки и преднамеренные атаки

1. «Тренер» перемещается, бездействуя оружием. «Ученик» выбирает момент и проводит простую атаку. Объяснить, почему атака была выполнена именно в этот момент.

2. «Тренер» перемещается, четко меняя позиции — абьерта, серрада, сентро, хирада на разных уровнях. «Ученик» выбирает момент и атакует. Объяснить причину выбора момента атаки.

3. «Тренер» перемещается, меняя позиции, используя, в том числе, и «часы», «пи-ка-бу», «V». «Ученик» выбирает момент и проводит атаку. Объяснить на чем основывался выбор.

4. «Тренер» свободно перемещается, меняя позиции. «Ученик» сближается на среднюю дистанцию и проводит атаку в открытый сектор. «Тренер» позволяет ему войти в дистанцию, но, если сразу за входом не последовало атаки, то он либо разрывает дистанцию, либо атакует сам.

5. «Тренер» свободно перемещается, меняя позиции. «Ученик» выбирает момент и атакует. «Тренер» либо выполняет защиту, либо разрывает дистанцию. В случае разрыва дистанции «Ученик» выполняет повторную атаку.

6. «Тренер» свободно перемещается и периодически осуществляет попытки сближения. «Ученик» атакует на попытку «Тренера» сблизится.

7. «Тренер» свободно перемещается и периодически осуществляет попытки сближения. «Ученик» атакует на попытку «Тренера» сблизится. «Тренер» выполняет защиту палкой. «Ученик» атакует с переносом в открывающийся сектор.

Освоение и совершенствование защитных и контратакующих действий

Защитные действия

1. «Тренер» и «Ученик» свободно перемещаются на дальней дистанции. «Ученик» выбирает момент и проводит простую атаку. «Тренер» выполняет защиту палкой. «Ученик» сразу разрывает дистанцию.

2. «Тренер» и «Ученик» свободно перемещаются на дальней дистанции. «Тренер» выполняет простую атаку и сразу разрывает дистанцию. «Ученик» выполняет защиту палкой и переходит к атаке связкой из 2-3 ударов.

3. «Тренер» выполняет простые атаки по разным уровням. «Ученик» защищается разрывом дистанции. В выбранный им момент (при распознавании атаки «Тренера») выполняет защиту палкой.

4. «Тренер» выполняет атаки по верхнему уровню по разным углам. «Ученик» выполняет верхние защиты.

5. «Тренер» выполняет атаку по верхнему уровню, используя комбинации: финт-удар; ложная атака — простая атака; удар — удар с переносом. «Ученик» выполняет верхние защиты.

6. «Тренер» выполняет простые атаки по различным углам. «Ученик» разрывает дистанцию. При распознавании атаки «Тренера», он выполняет защиту с ответом.

Контратакующие действия

7. «Тренер» свободно перемещается, меняя позиции и периодически показывает начало атакующих действий рукой. «Ученик» контратакует в вооруженную руку.

8. «Тренер» свободно перемещается, меняя позиции и периодически показывает начало атакующих действий вооруженной рукой или маневром. «Ученик» контратакует в «ближайшую точку».

9. «Тренер» свободно перемещается, меняя позиции и периодически выполняя атаки с заведомо большой дистанции. «Ученик» разрывает дистанцию или выполняет защиту. В выбранный момент выполняет контратаку.

Обобщающее упражнение

10. «Тренер» свободно перемещается, меняя позиции. Часть времени бездействует, периодически выполняет показ атаки или реальную атаку (простую или повторную с переводом) с различных дистанций и по различным уровням. На атаки «Ученика» реагирует либо защитой палки, либо разрывом дистанции. «Ученик» выполняет все изученные тактические элементы.

Список литературы

1. Иванов М. К. Комбат Арнис для начинающих: Учебно-методическое пособие / М. К. Иванов. – [б. м. ]: Издательские решения, 2021. – 62 с.

2. Мовшович А. Д. Примерная программа подготовки по виду спорта «Фехтование». Методическое пособие / А. Д. Мовшович, Л. Г. Рыжкова. – М. : 2016. – 252 с.

3. Тышлер Д. А. Фехтование на саблях. Техника. Тактика. Обучение. Тренировка. / Д. А. Тышлер, Г. Д. Тышлер. – М. ; Академический Проект, 2007. – 180 с.

 

Запись опубликована в рубрике Статьи, Фехтование, Филиппинские боевые искусства. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *