В настоящее время у нас в стране развивается целый ряд спортивных направлений, которые, не являясь аккредитованными видами спорта, имеют весьма широкое распространение и высокую популярность. Это спортивный мечевой бой, дуэльное фехтование, спортивный арнис, различные направления национальных боевых искусств и единоборств и т. д. Именно такие дисциплины входят в сферу интересов учреждений дополнительного образования детей. Одним из таких направлений является и спортивно-прикладное фехтование.
Спортивно-прикладное фехтование – это спортивное единоборство, в котором используются безопасные имитаторы боевого оружия (винтовка со штыком, палки различной длинны, мачете, нож, МПЛ и т. д.). Основным разделом для обучения детей школьного возраста является спортивный палочный бой. В качестве спортивного оружия используются безопасные имитаторы различной длинны, изготовленные из мягких полимерных материалов. Обязательным на тренировках и соревнованиях является также защитное снаряжение – шлем с защитной маской, перчатки на руки, защитные накладки на локти и колени, защитные щитки на предплечья и голени, защита паха для мальчиков, защита груди для девочек.
Соревнования проводятся по различным правилам:
— семи контакт – с остановкой для присуждения очков после каждого результативного удара; решены только удары имитатором палки в конечности, голову и туловище; к участию допускаются дети с 8 лет;
— лайт контакт – бой ведется без остановки для присуждения очков; разрешены только удары имитатором палки в конечности, голову и туловище; к участию допускаются дети с 12 лет;
— фулл контакт – бой ведется без остановки для присуждения очков; разрешены удары и уколы имитатором палки, а также некоторые приемы рукопашного боя; к участию допускаются дети с 16 лет.
Как и в других видах фехтования, в спортивно-прикладном фехтовании развиваются такие качества, как воля к победе, смелость, ловкость, чувство дистанции и момента, умение управлять своим поведением в конфликтной ситуации. Кроме этого, оно имеет и непосредственное прикладное значение как средство самообороны.
Тренировки по спортивно-прикладному фехтованию в системе дополнительного образования направлены, в первую очередь, на гармоничное физическое развитие детей, развитие психологической устойчивости к стрессообразующим факторам, воспитанию силы воли и уверенности в своих силах. Средством для решения этих задач выступают, как и в других видах спорта, технико-тактическая и физическая подготовка, а также соревновательная деятельность.
Программы обучения спортивно-прикладному фехтованию разработаны на базе существующих программ по виду спорта «Фехтование» с поправками и изменениями, связанными с отличием использующегося спортивного оружия и включают изучение технических приемов, боевых действий и тактических форм, характерных для конкретной дисциплины. Программы обучения предполагают максимально быстрое освоение технического и тактического арсенала конкретной дисциплины спортивно-прикладного фехтования с целью участия учащихся в соревновательной деятельности и получения ими жизненно важных навыков.
Литература
1. Блеер А. Н. Самооборона подручными средствами / А. Н. Блеер, Д. А Тышлер., А. Д. Мовшович. – М. : Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. – 144 с. : ил.
2. Иванов М. К. Начальное обучение бою на палках в Модерн Арнис / М. К. Иванов. – М. : ИПК РГУФКСМиТ, 2011. – 32 с. : ил.
3. Иванов М. К. Начальное обучение спортивному арнис : учебно-методическое пособие / М. К. Иванов. – [б. м. ] : Издательские решения, 2017. – 58 с. : ил.
4. Иванов М. К. Спортивно-прикладное фехтование с элементами рукопашного боя [Текст] : дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: утв. 01.09.18 / М. К. Иванов, ГБОУ «Школа на проспекте Вернадского». – Москва, 2018. – 52 с.
5. Мовшович А. Д. Примерная программа подготовки по виду спорта «Фехтование». Методическое пособие / А. Д. Мовшович, Л. Г. Рыжкова. – М. : 2016. – 252 с.
6. Мовшович А. Д. Тренировка юных фехтовальщиков : монография / А. Д. Мовшович. – М. : Физическая культура, 2013. – 114 с.
7. Тышлер Д. А. Программа спецкурса «Самооборона. Овладение приемами самозащиты подручными средствами» / Д. А. Тышлер, А. Д. Мовшович, Л. Г. Рыжкова, Е. А. Тихомирова, В. В. Сидорова, А. Б. Моисеев. – М. : РГУФК, 2006. – 26 с.