В отличие от многих других боевых искусств, где обучение идет от тренировки без оружия к работе с оружием, особенность филиппинских стилей заключается в том, что обучение начинается с техники владения палками и ножом и лишь впоследствии происходит переход к работе руками и ногами.
В систему филиппинских боевых искусств входят:
СОЛО БАСТОН — техника боя одной палкой
ДОБЛЕ БАСТОН — техники боя с использованием двух палок
ЭСПАДА И ДАГА — традиционные техники использования длинного и короткого клинков (ножа и палки)
ДАГА СА ДАГА — ножевой бой, в том числе:
МАНО СА ДАГА — защита от нападения с ножом.
МАНО-МАНО / ПАНГАМОТ — рукопашный бой
Включает в себя:
ПАНАНТУКАН / САНТУКАН — «филиппинский бокс», техники ведения боя с использованием ударов руками и локтями;
ПАНАНДЖАКМАН / СИКАРАН / СИПА — техники ведения боя с использованием ударов ногами и коленями;
ДУМОГ / БУНО — борьба в стойке и в партере с использованием бросков, болевых и удушающих приемов.
Иногда отдельно выделяют:
КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ — техники и стили Классического Арнис. Сюда входят такие разделы как: Dikitan, Sungkite, Kruzada, Palis — Palis, Abaniko, Ipit — Pilipit, Dos Puntas, Tres Puntas и другие.
САНДАТА — использование традиционного филиппинского оружия: Дага (нож), Дуло-Дуло (ладонная палочка), Тападо (длинная палка), Банкау (копье, шест), Тьябанг (саи), Балисонг (нож-бабочка), Сангот (керамбит), а также другого оружия, среди которого можно упомянуть Саронг и Табак-Тойок (нунчаки).
Однако, хотя в филиппинских системах чуть ли не больше, чем в каких-либо других, уделяется внимание реальности применяемых действий, что объясняется их историей, в тренировках большое внимание уделяется комплексным движениям и маневрам с использованием возможностей всего тела.
Как уже говорилось, в ФБИ обучение начинается с изучения оружейных техник, а на базе выработанной с оружием манеры движения осваивается уже рукопашный бой. Эта последовательность обучения характерна для классических стилей, однако в современном мире владение рукопашным боем значительно важнее, чем оружейными системами. Поэтому в ряде современных школ происходит параллельное обучение технике боя без оружия и с оружием.
Существует также распространенное заблуждение, что техника боя палками в ФБИ является прямым переложением техник клинка. Для этого есть некоторые основания, поскольку первоначально палка на тренировках заменяла заточенный меч или мачете. Однако с течением времени, а особенно с распространением дуэлей хуэго тодо, она приобрела значение в виде самостоятельного оружия. Сейчас только некоторые школы, претендующие на звание традиционных, декларируют общность техник клинка и палки. Большинство же современных стилей достаточно четко различают эти разделы и, даже, принципы обращения с холодным и ударно-дробящим оружием (так называемые «модерн принцип» и «классический принцип»).
Безусловно, целый ряд технических приемов арнис (таких как очо-очо, планчада, ромпида и т.п.) могут выполняться как с клинком, так и с палкой. Но даже в них способы приложения усилия будут отличаться для разного типа оружия.
Что же касается таких техник как витик, абанико и т.п., то их выполнение с мечом далеко не всегда выглядит рациональным..
Это важный момент, который необходимо понимать всем последователям арнис — в современных условиях техники боя с палкой и с клинковым оружием различаются!
Следует остановиться и на еще одном довольно распространенном заблуждении — что основу палочного боя в арнис и эскрима составляют легкие кистевые удары, щелчки не способные причинить серьезного вреда противнику. Причина такого мнения в том, что в показательных выступлениях и, тем более, на демонстрационных фотографиях, исполнители стремятся показать наиболее экзотические и красивые техники. Что же касается реального применения, то основу его составляют мощные «проносные» удары с вложением веса тела, а красивая экзотика играет роль второстепенных, вспомогательных техник.
В целом, можно сказать, что в процессе обучения арнис следует руководствоваться еще одним принципом — принципом «современности и рациональности», который предполагает изучение, в первую очередь, наиболее эффективных в современных условиях техник и применение наиболее рациональных и эффективных методик обучения.